Легенды Тейковского района. (продолжение)

Алферьевская сосна
Известна среди тейковчан Алферьевская сосна: дерево долгожитель, возрастом в 5 веков.
Народная молва связывает ее с двумя легендами, относящимися к временам Смуты на Руси.
По первой легенде, в десятке километров от села Тейково, в тихом и спокойном месте, был
похоронен польский полководец, широко известный в своих кругах. Земля впитала его силы, и
годы спустя на том месте выросла новая, могучая сосна. Сегодня, спустя пять веков, мы все еще
можем видеть ее широкие ветви и крепкую кору.
Во время польской интервенции поляки-католики также ставили перед собой цель сломить врага,
сжигая на своем пути все православные храмы и убивая священнослужителей. Монахи Елевферий
и Алексей решили скрыться в нашем краю от врага. В одном из полей они увидели одинокую
сосну и решили укрыться под ее ветвями. Там им явилось знамение, в котором велелось сделать
скит (то есть спрятаться от врага) на берегу близлежащей речушки Санеба. Так те и сделали.
В память об этом событии деревню рядом с древом назвали Знамово, от слова знамение, а село
напротив – Елевферьево. Позднее название преобразовалось в современное Алферьево.
Гридкинский источник
Есть много деревень, исчезнувших с карты раз и навсегда. Таким поселением было Гридкино,
находившееся в полутора десятках километров от Тейкова. Впрочем, от него осталось свое
наследие – Гридкинский источник. С ним и связана одна интересная легенда.
В деревне жила одна пожилая слепая женщина. Местные жители ничем могли ей помочь. В один
день ей явилось знамение, в котором ей велелось сказать своим сыновьям, что бы те вырыли
недалеко от деревни источник. Затем женщине надо было омыться водой из колодца, и ее
проклятье бы спало. Так и было сделано — женщина прозрела.
О ведьмином болоте
В небольшой деревушке Коптево еще в дореволюционной России каждые жители часто ездили в
Тейково, чтобы продавать дичь, овощи и многое другое. Среди всех выделялась одна женщина,
торговавшая яйцами. Если все другие возили их в коробках, то девушка – в мешке. И, что самое
главное, ни одно из яиц за все время не разбилось!
Народ дивился этому, и спустя некоторое время не счел ничего лучше, чем изгнать женщину из
деревни, назвав ее ведьмой. Та решила обосноваться в болотах неподалеку, и потому эти места
назвали Ведьмиными.
Коптевские долго помнили об этом, и потому, заблудившись среди лесов (во время работ по
добыче торфа, например), часто приговаривали: «Ведьма по болоту водит».
Предание о любви Марьи и Ивана
Жил в Поддыбье парень по имени Иван. Силен он был да красив. Сельские девушки были в него
влюблены, но внимания на них Иван не обращал. Нравилась ему только Марья, дочь священника
из соседнего села Обезово. Но любовь эта была не взаимна.
Страдал от того Иван. Только потом, по совету, решил навестить колдунью из соседней
деревушки. Мужчина заключил с ней договор — с помощью наговорного порошка Марья
влюбится в Ивана, но их семейная жизнь будет недолгой — муж умрет раньше жены, не увидя
родного сына.
Сыграли они свадьбу. Были счастливы. Но через несколько дней, проснувшись, Иван увидел, что
Марья мертва. Долго он рыдал, страдал. В день похорон Марью отпели в том же храме, где
недавно венчали молодоженов. В тот же день Иван от горя и погиб.
Похоронить его решили рядом. А как стали ему яму копать, услышали из могилы Марьи вой и
стоны. Рабочие были шокированы, но священник быстро поручил им раскапывать могилу
женщины. Вырыли гроб — а там Мария жива, но вся она была исцарапана, ранена, в себя
несколько недель не приходила.
Через восемь месяцев родила здорового мальчика, мужа пережила ровно на 70 лет. Всю жизнь
была ему верна — любила его одного. Все сбылось, как и говорила колдунья.
И сегодня на кладбище в Поддыбье мы можем видеть два старинные могилы Иван и Марьи. Одно
надгробие покосилось и касается другого, будто жена положила мужу на плечо голову.
www. Ok.ru