НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ АВГУСТА (окончание)

21 августа. День Мирона-ветрогона. Время собирать опят. Коли грибовно — так и хлебовно.
Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету. Иней на траве — к хорошему
будущему урожаю.
23 августа. День Лаврентия. Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик.
Тихая вода — к хорошей рыбалке осенью. В полдень вода в реках и озерах тиха — осень будет
тихая, а зима без вьюг и злых метелей. Если сильная жара или сильные дожди, то будет так долго
— всю осень. Урожай еще не собран, но судить о нем можно по множеству примет: В августе дуб
желудями богат — к урожаю. Много сосновых шишек — к урожаю ячменя. Урожай сморчков — к
урожаю проса и гречихи. Гречиха плоха — овсу пороет. Урожая орехов два года подряд не бывает.
В этот день перестают петь птицы. Кто шумит — кликает на свой дом беду.
24 августа. День Евпла. По поверьям, в ночь на мученика Евпла привидения ищут встречи с
людьми. Росы становятся целебными — росу собирают на год.
25 августа. Читали заговоры на урожай и прибыль.
26 августа. День Тихона Задонского. К нему обращались с молитвой об избавлении от греха
уныния.
27 августа. День Михея-тиховея. Начинается листопад. Михеев день с бабьим летом бурей-ветром
перекликаются. Михей с бурей — к ненастному сентябрю. На Михея дуют ветры-тиховеи — к
ведренной осени. Если журавли полетят, то к середине октября мороз, а нет — зима позже
придет.
28 августа. Успение, окончание жатвы («дожинки»). Из последних оставшихся в поле колосьев
жницы устраивали «козу» — связывали их в пучок наподобие шалаша и клали внутрь ломоть
хлеба, посыпанный солью. Женщины обращались к Богу с благодарностью за благополучное
завершение жатвы, а затем гадали: старшая из них садилась на землю спиной к «козе», остальные
подавали ей серпы, а та бросала их назад через голову. Чем ближе серп оказывался к «козе», тем
более счастливое будущее ожидало его владелицу. Серп, который воткнулся в землю, предвещал
несчастье. Далее подходила очередь благодарить серп. Жницы обматывали его пучками колосьев
и несколько раз кололи им землю, приговаривая:
Ниву сажали,
Страду пострадали,
Гибкими спинами,
Острыми серпами.
Слава Богу,
До Нового году.
Оставленную на поле горсть несрезанных колосьев «завивали в бороду» — перевязывали лентой,
приговаривая: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!» Эту «бороду»
предназначали Велесу — покровителю домашнего скота, или Илье-пророку, или Николаю-
чудотворцу. Считалось, что вместе с несрезанными колосьями на поле остается плодоносящая
сила зерна, которая пригодится для будущих урожаев.
Последний, «дожиночный» сноп наряжали в сарафан или обвивали яркими платками и несли на
пир честной, который устраивали вскладчину. Его называли именинником и сохраняли до Нового
года, приписывая ему магическую силу. Соломой из этого снопа лечили заболевших животных, а
зерно подсыпали в решето, начиная новый сев. Уставшие жницы ложились в поле на последнюю
сжатую полосу и просили землю вернуть им потраченные силы.
Домой жницы возвращались, надев на головы венки, сплетенные из колосьев. Особой удачей
считалось найти «жнивную матку» — колос с очень крупными зернами, и «спорыш» — двойной
колос.
Окончание полевых работ отмечали пиршеством с обязательным выпеканием караваев из муки
нового урожая. Женщин-тружениц воспевали в песнях.
Этот день — последний срок отлета ласточек. Начинаются холодные утренники. С Успенья
начинается и «молодое бабье лето», продолжающееся до 11 сентября:
Молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается. Если молодое бабье лето ведренное —
жди ненастья в старое.
На Успенье вода тиха — осень и зима тихи.
29 августа. Третий Спас, или Спас на полотне, праздник в честь Нерукотворного образа Спасителя.
Он называется также хлебным, ореховым, холщовым: пекутся пироги из нового хлеба, поспели
орехи, открываются ярмарки. Покупают льняные изделия — долгие будут в носке.
Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зеленых горах холсты
продают.
Три августовских Спаса — дни подведения итогов крестьянского труда. По прошествии их погода,
как правило, меняется. После третьего Спаса улетают последние ласточки и стрижи.
Если журавль отлетает к третьему Спасу, то на Покров будет мороз.
30 августа. День Мирона. Начало листопада. Первой начинает ронять лист береза, за ней липа,
вяз, черемуха. Если утром туман и роса — погода будет хорошая. Нужно сытно кормить домашних
животных, чтобы на протяжении года были здоровы.
31 августа. Фрол и Лавр, лошадники. Конский праздник. Лошадям давали отдохнуть от работы. Их
выводили на луг, чистили, с ладони закармливали овсом, гривы и холки убирали лентами.
Хозяйки пекли особое печенье с изображением конского копыта и отдавали его священникам.
Для табунщиков устраивали мирское угощение, пекли им пироги, потчевали медовухой.
Если умолил Фрола и Лавра — жди лошадям добра.
Начинаются осенние утренники, заморозки и сентябрьские туманы, очень вредные для здоровья.
Из дома стараются не выходить, особенно в безветренные дни. Фролов день считался концом
основных полевых работ. К этому дню старались управиться с озимым севом, и этот день
назывался досевками. Коли до Фрола не отсеешься, Фролы и родятся (цветочки).
Смотрели у полыни корни: если корни толсты — следующий год будет урожайным.
https://www.idealdomik.ru

Оставьте первый комментарий для "НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ АВГУСТА (окончание)"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*